Сегодня я расскажу вам о раздаточной коробке.
Раздаточная коробка предназначена для того, чтобы распределять крутящий момент вторичного вала коробки передач на несколько ведущих мостов, возможности включения переднего ведущего моста и увеличения тягового усилия на ведущих колесах.
Раздаточная коробка устанавливается за коробкой передач на автомобилях повышенной и высокой проходимости и обеспечивает эффективное преодоление тяжелых дорожных условий.
На автомобиле ГАЗ-66 установлена двухступенчатая раздаточная коробка, картер которой крепится к раме автомобиля.
Первичный вал получает крутящий момент через карданную передачу от вторичного вала коробки передач и вращается в шариковом подшипнике стенки картера и в роликовом подшипнике гнезда шестерни вала привода заднего моста.
По средней шлицевой части вала может перемещаться шестерня прямой и понижающей передачи.
Промежуточный вал установлен в двух шарикоподшипниках. На его шлицах неподвижно закреплена шестерня понижающей передачи и может перемещаться шестерня включения переднего моста, которая всегда находится в зацеплении с шестерней вала привода заднего моста.
Вал привода заднего моста имеет шестерню с наружными и внутренними зубьями, червяк привода спидометра и вращается в двух шарикоподшипниках.
Вал привода переднего моста установлен в шарикоподшипниках и, на его шлицах закреплена шестерня. Все валы, выходящие из картера раздаточной коробки, уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками.
Управление раздаточной коробкой осуществляется двумя рычагами, каждый из которых перемещает шток с вилкой. Левый рычаг служит для включения переднего моста, правый — для включения прямой или понижающей передачи.
При перемещении правого рычага вперед из нейтрального положения его шток и вилка передвигают назад шестерню. Она входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни, и тем самым включается прямая передача от коробки передач к заднему ведущему мосту. При ухудшении дорожных условий может быть включен на ходу без выключения сцепления передний мост, для чего левый рычаг перемещается вперед, и его шток и вилка сдвигают назад шестерню до зацепления с шестерней.
В очень тяжелых дорожных условиях после полной остановки включается понижающая передача (демультипликатор) перемещением правого рычага назад. Шестерня передвигается вперед, входит в зацепление с шестерней, и промежуточный вал передает увеличенный крутящий момент заднему и переднему ведущим мостам.
Понижающую передачу можно включить, только когда включен передний мост, который нельзя выключить прежде понижающей передачи. Это условие предотвращает перегрузку заднего моста повышенным крутящим моментом и обеспечивается замковым устройством в виде двух блокировочных сухарей с разжимной пружиной, расположенных между штоками.