По статистике, в мире уже существует практически 2 млрд. легковых машин. Причём, ещё девять лет назад, это число было в два раза меньше. Обусловлен такой рост резким развитием стран-производителей и технологий для производства. Однако, средний коэффициент автомобилей на душу населения в мире не такой радужный – примерно 1:3,5.
Начинал я с краткой статистики не просто так: чем больше людей в мире пользуются таким транспортным средством, тем актуальнее будут выглядеть проблемы, связанные с ними. Итак, как было замечено ранее, в мире существует под два млрд. автомобилей. Вероятно, каждый второй водитель сталкивался с «раскалённой духовкой» внутри своего «домика на колёсах». Предпосылок для проблемы много: и металлический состав, что быстро нагревается на солнце, и общая слабая устойчивость к перемене температур (в сравнении с жилым домом или квартирой, например). Следовательно, вопрос об охлаждении салона автомобиля стоит обсуждения.
Вариантов решения проблемы не так много: если авто уже успело постоять на солнцепёке, то на помощь могут прийти вентилятор в машине, открытые окна и кондиционер. Первый является встроенным в любое авто, однако не всегда работает эффективно. Если ваш транспорт нагрелся под прямыми лучами, то воздух из системы проветривания тоже какое-то время будет раскалённым.
Если открывать окна, то легко продуть себе голову. Это и понятно: большой поток воздуха, летящий в голову. Вдобавок, при сильно высоких температурах (за 30-35 градусов Цельсия) поток горячего воздуха человеку вряд ли поможет. И, естественно, шум от открытых окон никто не отменял. Многие водители ненавидят его и готовы ехать с закрытыми окнами (особенно на трассе с высокой скорость).
Остаётся последний вариант. Кондиционер в машине не всегда есть – хотя бы потому, что эта штука, не везде встроенная с завода. Тот, у кого есть деньги купить кондиционер и кому позволяет мощность машины, непременно воспользуется возможностью. Однако бюджетные «Славуты» или «Ланосы» не особо рады новым нагрузкам из-за слабого двигателя.
Кто всё же установил этот охладительный прибор, хорошо знает, как прекрасно ехать в прохладной машине в самую жару. Да, это не спасает от палящего в лицо света, но от такого ничто не спасёт.
Однако приходит время, и кондиционер выходит из строя. Прежняя жара снова в машине, никакой радости от поездок... Что делать?
Сейчас мы рассмотрим, от чего происходят поломки и как делать ремонт кондиционеров авто.
Начнём:
1. Утечка фреона. На самом деле достаточно неприятная вещь, ведущая к остановке работы. Причиной тому могут быть поломанные трубки или конденсаторы. Порой даже срабатывает неправильная сборка конструкции. «Запаять» намертво все трубки и каналы нереально – они должны быть наоборот, быстросъёмными, ведь снятие радиаторов обязательно при ремонте турбин, замене ремня или цепей ГРМ, турбин и другого навесного оборудования впереди.
Если же утечка впоследствии чистого износа, то считается просто везением. На наших дорогах из-за постоянных ям и бугров страдают все крепления, не только кондиционер. Более того, он почти не защищён от внешней среды, т.е. пыль, кусочки грязи и камешки влетают беспрепятственно на большой скорости. Мало удивительного, что система выходит из строя.
2. Перегрев и аварийная остановка работы. Прочить про замену вентилятора можно тут. Кондиционер автомобиля оснащён массой предохранителей и датчиков. Если давление превысит допустимое, то клапаны и трубки попросту начнут рваться и пропускать фреон сквозь себя.
Повышается температура из-за излишнего давления, когда, либо вентиляторы выходят из строя, либо забитый сушитель и аккумулятор, или неправильно подобран газ/жидкость. Или из-за неисправности компрессора.
3. Неисправность компрессора. Это может случится по двум причинам: неправильная сборка или износ. Он состоит из поршней, аксиальных, рядовых или роторных, и появляются задиры, зацепки, сбои, сломанные шатуны и механические узлы. К счастью, почти всегда это отказ электромагнитной муфты, который легко заметить и поменять.
4. Неисправности дросселирующей вставки либо терморегулирующего вентиля. Детали, про которые забывают, но которые также важны. Забиваются они часто из-за попадающего мусора.
5. Неисправности электроники. К сожалению, блок управления тоже даёт сбои, хотя гораздо реже. Здесь и поломанные датчики, и неправильная подача энергии в муфту либо вентилятор.
Как исправлять данные проблемы кондиционера автомобиля и стоит ли это делать самостоятельно?
- Увидеть утечку в основном несложно. Если явно при осмотре это место не будет замечено, то поможет вакуум-тест. Вакуум-тестер замеряет давление в клапанах на наличие вакуума в них. Если уж и это не помогло или нет прибора, то можно залить небольшой объём хладагента с краской или УФ-компонентом. В таком случае замена трубок или клапанов не требует высшего разряда или семи пядей во лбу, но при неуверенности в себе стоит обратиться за помощью.
- В этом случае задача стоит посложнее. Рекомендуется проверять датчики при перезаправке хладагентом каждый раз. Если уж проблема похожа на эту – обращайтесь в автомастерскую.
- Если немного разбираться в конструкции компрессора, то немногого стоит его диагностика и замена деталей. Но лучше самому туда не лезть – при неправильном ремонте полетит вся система, а не только этот компонент.
- Эти мелкие детали точно так же просто «откручиваются» и «прикручиваются», поэтому заменить их – не проблема, однако полезным будет скорее их своевременная чистка.
- Заменять электронику нужно аккуратно – лучше доверять эту работу опытным ребятам.
Подведём итоги: кондиционер – «хрупкая» вещь в машине, и ремонт кондиционеров авто стоит дорого. Плюс ко всему лучше еще и дополнительно провести диагностику автомобиля. Естественно, ездить со сломанной и неработающей частью машины – это как спать на ламелях. Однако ремонт системы не всегда простой, и, как работник автомастерской, я советую исправлять ошибки самостоятельно, но изначально детально изучив строение конструкции. Можно обращаться и в автомастерскую, но не понаслышке знаю, как дерут за ремонт.