Роден навеки заковал
В полубезумный жест Кентавра
Несовместимость двух начал.
М. Волошин
Парадоксальный и эксцентричный стиль, сотканный из противоречивых художественных явлений двух межвоенных десятилетий, ар деко — феномен сочетания несочетаемого, оксюморон, если хотите, кентавр нашей с вами эпохи.
Сочетание несочетаемого — нередкое явление, встречается и в недрах мироздания, например, одновременное пребывание в жидком и твёрдом состояниях, горячем и холодном, и в культуре еды (шоколад с перцем), и в искусстве (сюрреализм, как симбиоз сна и реальности), которое привело даже к созданию кентавристики — современного философского направления о совместимости несовместимого, которое сопровождает нас повсюду.
Со школьной скамьи мы сталкивались с этим феноменом, понимая, что не бывает мёртвой души, что трагедия никак не может быть оптимистической, а чудо уже никак не тянет на обыкновенное. А ахматовское «...ей весело грустить такой нарядно-обнаженной... » заставляло широко распахнуть удивленные глаза.
Здесь важно заметить, что именно такие встречи с парадоксальным привлекают внимание нашего мозга, цепляют нас за живое, и заставляют восхищенно не верить своим глазам.
Вот и ар деко не только дружелюбно относится к подобным сочетаниям несочетаемого, а и с большим пиететом генерирует его. Только взгляните на итальянскую мебель в стиле ар деко.
Ар деко, как кентавр, как воплощённая несовместимость разных начал, нисколько не смущаясь, использовал мотивы кубизма и пуризма, играл с формами конструктивизма, фовизма и футуризма, совершенно не заботясь о сохранении тех идей, что несли в себе авангардные течения.
Ар деко — дитя своего времени. Окончание первой мировой войны разжало пружину, новая энергия жизни вырвалась наружу. Стремительный темп и образ жизни, немыслимые до этого скорости, подъем индустрии, новации в дизайне и стилях родили новые представления о прекрасном, новое мироощущение, в которых рожденные стремительными сдвигами противоречия не только сосуществовали, а сотворили кентавра — новый стиль, интегрировавший традиции прошлого и стремление ворваться в будущее — ар деко.
Обилие эклектичных деталей может сбить с толку, но сам стиль имеет чёткую логику и является воплощением гармонии. Ещё старик Аристотель утверждал, что «гармония — это сочетание противоположностей», что парадоксы некоторых единств, которые кажутся несовместимыми, в действительности неразделимы.
Ар деко не имеет чётких границ, парадоксально объединяет то, что невозможно свести воедино. В ар деко можно встретить африканские и египетские этнические мотивы и элементы ампира, реплики эпох Людовика XVI и Реставрации и следы соитий постимпрессионистов, экспрессионистов. Экзерсисы сюрреализма с традициями восточного искусства. Здесь El Dorado, территория, где соединяется несоединимое и торжествует эклектика.
Амплитуда размаха «крыльев» эклектики ар деко непостижима:
- конструктивизм щедро поделился строгими геометрическими формами;
- ар нуво — растительными сюжетами; модерн — плавностью изогнутых форм;
- фовизм — разноцветьем и возможностью с его помощью формировать эмоции и смыслы;
- классицизм — симметрией;
- Африка, Восточная Азия — экзотическими материалами: кожей крокодила, питона, палисандром и эбеновым деревом, перламутром и слоновой костью.
Дерзкий дух декадентской роскоши ар деко показал миру новый гештальт, целостность, стиль, в котором гармонично примирились изысканная красота и неприличная роскошь гедонистической буржуазии.
Ар деко превратил в роскошные декорации всё: фасады зданий, интерьеры, одежду, ювелирные украшения, мебель.
Мебельщики, вооружились пальмовой и эбеновой древесиной, индийским розовым деревом и буком, запаслись перламутром, слоновой костью, черепаховыми панцирями, кожей акул, скатов, крокодилов и зебр, начали люто тролить элитную публику необычными формами.
Как кентавры — и не люди, и не кони, так и мебель ар деко и не мебель вовсе: не журнальный столик, а скорее бубен, не шезлонг, а каноэ, не кресло, а автомобильное сиденье с ремнями безопасности.
А чего стоил «шезлонг на лыжах»! Ну стоил, положим, $2,8 млн на аукционе Christie’s в 2011 году. Создан известным дизайнером мебели Эмилем Жаком Рульманом в 1929 году на заказ для индийского махараджи Иешванта Рао Холькара I I, большого почитателя стиля ар деко. Здесь и бархат, и хром, и автономный подогрев с регулированием температуры, и лыжи — вот уж кентавр из кентавров! Выйдя за рамки ремесла, соединив несоединимое, Рульман сделал прививку любить и наслаждаться жизнью здесь и сейчас, наслаждаться всем и сразу!
Рульман, как явный перфекционист, всегда хотел создавать совершенство, поэтому своих мастеров он учил выходить за рамки ремесла. Его работы заставляли человечество почувствовать вкус к жизни здесь и сейчас, в то время как мир еще не отошел от Первой мировой войны, и превосходили все прочие образцы мебели по дороговизне и высочайшему уровню исполнения.
А чтобы уж совсем не потерять связь с реальностью, мебельщики слегка сбавили обороты, перейдя от дерзновенных поисков необычных форм в более практичную реальность, придавая «ардекошным» объектам, не только стиль искусства, а скорее стиль «жизни земной», при этом ни в коей мере не превращая их в вещи рациональные и экономные, но роскошные и уникальные.