Нововведение Центробанка, запланированное на 2016 год, заключается в прямой связи назначенных водителю штрафов за нарушение ПДД со стоимостью ОСАГО. Некоторые категории водители, таким образом, заплатят больше за обязательную страховку.
В следующем году появится новый коэффициент для расчёта цены за страхование: чем больше водитель привлекался к ответственности за поведение на дороге, тем выше будет цифра.
Это положение озвучено в презентованном накануне докладе Центробанка по основным направлениям развития финансового рынка страны. Новый инструмент, помимо ЦБ, будут внедрять и разрабатывать министерства финансов и внутренних дел.
Пока при расчёте цен ОСАГО страховщиками применяется 8 коэффициентов, умноженных на базовый тариф. Таким образом, на цену влияют возраст водителя, его стаж, мощность авто и регион, где машина эксплуатируется, а также бонус-малус за езду без аварий (около 50% за десять лет безаварийного вождения). Страховщик может значительно повысить цену ОСАГО, если водитель грубо нарушал правила страхования.
Некоторое из страховщиков уверенно полагают, что подобная система может и должна работать и в «обратную» сторону, вводя понижающий коэффициент для аккуратных автолюбителей. Тогда будет восстановлена справедливость, и аккуратные автовладельцы перестанут «оплачивать» ущербы нарушителей. Когда такой порядок заработает в полную мощь, разница в ценах на ОСАГО между нарушителями и «аккуратистами» может выражаться в десятках процентов.
Мировой практике эти коэффициенты хорошо знакомы. Многие зарубежные водители яростно защищаются в суде, доказывая свою невиновность в нарушении правил, потому что сам штраф не так сильно ударяет по их кошелькам, как предстоящая впоследствии повышенная автостраховка.
Авторы инициативы полагают, что нововведение может стать мощным новым стимулом для соблюдения дорожных правил, и как следствие, дополнительным инструментом для повышения безопасности и уменьшения количества ДТП. С есть и обратная сторона медали: новый коэффициент может спровоцировать некоторых нарушителей на бытовое и знакомое решение вопроса «на местах», которое не только оставляет водителя «чистым» для страховщиков, но и существенно влияет отнюдь не на понижение безаварийности, а на рост коррупции и взяточничества.