Тахограф предназначен для записи в фоновом режиме параметров автотранспортного средства в рейсе. Информация используется для контроля режимных моментов трудового распорядка и скорости движения авто. С целью ограничения доступа к функциям записи в прибор внедряется блок СКЗИ. Езда с этим аппаратом позволяет снизить вероятность ДТП на 24%, при этом смертность на дорогах уменьшилась примерно на 58%. Рассмотрим, как пользоваться тахографом.
Особенности эксплуатации карты
Данный прибор учета позволяет контролировать максимальную и среднюю скорость на дороге, а также режимные моменты, отведенные для простоя и своевременной замены шофера. Для работы оборудования необходимо подключать индивидуальную карту водителя для тахографа. Для этого предусмотрено два слота. Карту подсоединяют к первому разъему чипом вверх и активируют с помощью pin-кода.
Пароль следует вводить внимательно. Когда неоднократно он прописан неправильно, карточка блокируется. Для разблокировки понадобится PUK-код, идущий в комплекте к карте. Если на поездку предусмотрено два водителя, то оба члена экипажа должны одновременно подключить к соответствующим слотам свои карты и активировать их. У карт имеется срок годности, их необходимо своевременно переиздавать.
Важно! Езда с просроченной картой водителя приравнивается к ее отсутствию. Данное нарушение наказывается административным взысканием.
При правильной установке карточки на дисплее аппарата должны отобразиться данные шофера. Если она вставлена некорректно либо произошло размагничивание чипа, считывание информации не происходит. В первом случае карту необходимо переустановить до получения щелчка, во втором – переиздать заново.
Иногда аппарат отказывается принимать карту либо не может ее прочитать. Скорее всего возникла аппаратная поломка. Если данная проблема появилась в пути следования по маршруту, водителю дается 1 неделя на ремонт оборудования. В ленте обязательно делается запись о поломке, дате и времени сдачи устройства в ремонт и скрепляется подписью водителя.
После авторизации карты необходимо прописать информацию о местонахождении водителя до начала смены. Это может быть время отдыха либо работа. Для этого предусмотрены специальные режимы. После такой предустановки тахограф полностью готов к работе. Он автоматически будет записывать все режимные моменты.
Важно! Если автомобиль остановился, но при этом зажигание включено, аппарат этот промежуток времени будет записывать как период в работе. Отследить текущий режим записи можно на дисплее. В период движения на дисплее высвечивается пиктограмма «Руль».
При смене режима на отдых шофер должен отключить зажигание, проверить параметры прибора. В зависимости от модели, переключение в режим покоя может произойти автоматически либо после механического переключения после нажатия соответствующей кнопки на приборе. Карту вынимать из аппарата можно только по окончании смены. Для этого следует нажать на специальную кнопку.
Распечатка информации с тахографа
Считывание информации с оборудования происходит посредством распечатки данных на специальной термобумаге. Сотрудник обязан проверять перед рейсом наличие запаса ленты. В кабине должно присутствовать 2 запасных рулона, а сам аппарат предварительно заправлен. К термобумаге выдвигаются определенные требования.
Допускается к использованию лента, устойчивая к влаге, перепадам температуры и выцветанию. Если ее нет, то такой рейс признается, как езда с поломанным оборудованием. Нарушение наказывается штрафом. Шофер должен знать все опции тахографа водителя: как пользоваться и распечатывать данные за необходимый период. Чтобы избежать сложностей с настройкой оборудования, рекомендуется в рейсе иметь инструкцию к прибору. Инспектор при проверке транспортного средства может запросить бумажную распечатку либо сам изъять показания в цифровом виде на съемный носитель.
Нюансы использования тахографа
Если поломалась или размагнитилась карта водителя, по законодательству отводится 7 календарных дней на ее переиздание. Если поломка возникла в рейсе, то этот период может быть увеличен до 15 дней. При отсутствии карты в связи с заменой по окончании каждой смены необходимо распечатывать данные с прибора о рейсе. На обратной стороне ленты шофер прописывает фамилию и инициалы, свои паспортные данные, ставит дату и подпись.
Не следует во время поездки использовать сторонние карты водителей. Все манипуляции и вмешательства тщательно записываются прибором. Выявление мошенничества строго наказывается крупными административными взысканиями и чревато лишением водительских прав. Автомобиль виновного может быть отправлен на штрафную стоянку с вытекающими отсюда последствиями. Тахограф каждые 2 года нуждается в калибровке. Данная процедура позволяет настроить показания на приборе в соответствии с данными спидометра. Ее выполняют:
- перед первым использованием оборудования;
- при обнаружении погрешностей вычислений;
- после ремонта транспортного средства и замены резины;
- при повреждении пломбы.
Обязанности автотранспортного предприятия
Администрация компании должна контролировать качество работы тахографа и отслеживать режимные моменты и скорость автотранспорта на выезде. При средней нагрузке каждые 28 дней сведения из прибора необходимо выгружать на цифровые носители и хранить в соответствии с требованиями законодательства. Информация сохраняется в базе данных предприятия не менее 1 года. Если оборудование не подлежит ремонту, необходимо до выхода автомобиля в рейс приобрести новый - подробнее о том, как купить тахограф http://www.rctahograf.ru/. Каждые два года блок СКЗИ подлежит замене.
Неисправное оборудование либо замененный на другой аппарат необходимо хранить вместе с СКЗИ, данные с него выгружаются в базу. Снятое оборудование и сведения хранятся 1 год. Затем оборудование утилизируют с передачей соответствующих сведений в ФБУ «Росавтотранс». Карты водителя подлежат обновлению каждые 3 года.
Использование данной техники позволяет продлить срок службы двигателя и тормозной системы автомобиля. Сведения с аппарата пригодны для правовой защиты водителя при чрезвычайных происшествиях на дороге. Правильно использование оборудование повышает безопасность и производительность труда, а также станет профилактикой нарушений при эксплуатации автомобиля.