Буквально пару месяцев назад в Краснодаре мотоциклисты с размахом отметили начало нового мотоциклетного сезона, расчехлив своих железных коней. Горожане и гости краевого центра за мотобратство и их праздник радовались, но вскоре вновь стали проклинать байкеров за то, что те с ревом носятся по ночным городским улицам даже в спальных микрорайонах, беспощадно нарушая сон взрослых и детей.
По словам члена Общественной палаты РФ Георгия Федорова, весна приносит жителям многих городов привычную проблему: в ночи лихачат автомобилисты и мотоциклисты, которых хлебом не корми, дай прокатиться не только с ветерком, но и с максимальным шумом. И если в большинстве случаев у граждан есть возможность справиться с шумящими ночью соседями по лестничной клетке, то на ночных лихачей никакой управы нет.
Подобную проблему удалось решить в Оренбурге, где двухколесным в мае этого года попросту запретили движение в ночное время по нескольким улицам. За ограничение ночной езды байкеров по городу годом ранее выступал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. В Москве депутат Госдумы Михаил Сердюк предлагал запретить водителям шумного транспорта ездить в спальных районах, на участках, находящихся в непосредственной близости от школ, поликлиник, больниц и т.п. Другой депутат – Михаил Брячак – предложил ввести штраф 10 тысяч рублей для владельцев мотоциклов, которые шумят по ночам. Сегодня за подобное поведение также предусмотрен штраф – 500 рублей, но он никого не останавливает.
Мотоциклист с 10-летним стажем и вместе с этим администратор одного из сочинских мотоклубов Сергей Левит уверен, что популярный российский курорт по ночам спит спокойно и местные байкеры отдыху гостей и жителей Сочи не мешают.
«В Сочи такого нет очень давно. Зачем вообще байкеры это делают в Краснодаре? Я не могу за кого-то отвечать. Впрочем, в семье не без урода, естественно. Например, наш клуб собирается далеко за городом. Мы уезжаем и шумим, сколько хотим. Большинство из нас сами женатые и с детьми, но даже если не ты гоняешь, а твой друг – ему также хочется по башке треснуть», - рассказал корреспонденту Автопортал24 | Кубань Сергей.
К слову, «закон о тишине» в России действует с 23:00 до 7:00. Нарушителям спокойствия грозит штраф до 2 тыс рублей, должностные лица могут быть оштрафованы на 5 тыс, а организации на 6 тыс рублей. Для авто- и мотовладельцев штрафы придумать можно, но как ловить злостных нарушителей здесь и сейчас, не ясно. Инспектор ДПС может пожурить мотоциклиста, если его байк превышает допустимые уровни шума, которые определены нормами ООН – не более 73–77 децибел, в зависимости от соотношения массы и мощности мотоцикла.
Впрочем, по словам психиатра, доцента кафедры психиатрии и наркологии СЗГМУ им. Мечникова Сергея Зиновьева, мотоциклисты, в основном молодые, считают себя принадлежащими к некой «касте избранных», которой позволено нарушать правила, в том числе и мешать сну горожан. Такому самомнению способствует еще и каждодневный риск, на который идут мотоциклисты, повышающий их самооценку.
«Думаю, это такой внутрикультурный выпендреж, подчеркивающий, что ты принадлежишь к некой элите или якобы элите», - говорит Зиновьев.
Пока политики разных уровней спорят о методах борьбы, а медики ставят гоняющим по ночным улицам мотоциклистам новые диагнозы, краснодарцам и жителям других городов нашей необъятной родины придется мириться с неадекватным поведением некоторых представителей двухколесной «касты избранных».