Современный рынок автомобилей пополняется кроссоверами, внедорожниками и универсалами повышенной проходимости. Все эти типы кузовов подразумевают наличие полного привода. Нельзя игнорировать любовь россиян к покорению бездорожья в поисках грибов и ягод. Полный привод хорош и зимой, и летом: лёгкая парковка в сугробах, заскакивания на бордюры и форсирование мелких бродов. Типы полного привода настолько разнообразны, что стоит в них немного разобраться.
Базовые понятия
Для начала стоит познакомиться с одной важной деталью — дифференциалом. Колёса автомобиля проходят поворот на разных угловых скоростях. По внутреннему радиусу колесо крутится медленнее, чем по внешнему. Благодаря дифференциалу колёса будут вращаться с разной угловой скоростью.
Если дифференциал перестанет работать, то колёса будут крутиться с одинаковой скоростью. Это не страшно, только если вы едете прямо. Но при движении в повороте машину будет разворачивать, при условии, что покрытие скользкое. На асфальте резину будет «съедать», плюсом будут перегружены элементы подвески и приводы.
Дифференциал, если повториться, позволяет левому и правому колесу крутиться с разной скоростью. На полноприводных машинах устанавливают ещё один, третий межосевой дифференциал. Он делит крутящий момент между передней и задней осями в определённой доле, например, 50 на 50. В лесу такая работа может «посадить» машину. Дифференциал перебрасывает энергию вращения на самое легко нагруженное колесо. Если оно вывешено или попало в жижу, то оно и будет буксовать. Для предотвращения этого на проходимых машинах есть возможность блокировки дифференциала, то есть колёса снова начинают крутиться с одинаковой скоростью. И застрявшее, и вывешенное колёса будут крутиться с такой же скоростью, что и имеющее твёрдую опору. Благодаря этому проходимость авто резко повышается.
Типы полного привода
Теперь пришла пора разобраться в типах полного привода. Почти у каждой марки системы называются по-своему: У БМВ это xDrive, у Мерседеса – 4Matik и так далее. Суть сводится не к названию, а к тому, как работает привод. Их существует 3 вида: постоянный полный привод, ручное подключение и подключение с помощью электроники.
Постоянный полный привод
Ещё называется Full-time — ваш авто всегда на полном приводе. При пробуксовке одного колеса дифференциал отключает и второе тоже. Получается монопривод, но в реальной жизни это получается плавно и не всегда заметно, поскольку движение автомобиля это всё-таки не статика: где-то одно колесо забуксовало, но по инерции машина проходит несколько метров и пробуксовка закончилась. В этот момент дифференциал не успевает отключать ось. Как правило, такие типы привода имеют блокировку межосевого дифференциала, как минимум, и ещё одну блокировку на какой-либо оси.
У нескольких моделей, типа Мицубиси Паджеро, или Лэнд Ровер, можно в нужный момент отключить передний мост. Получается как бы гибридная система: и постоянный, и подключаемый привод.
Подключаемый вручную
Этот тип привода называют Part Time. Здесь передняя ось подключается жёстко в ручном режиме, без межосевого дифференциала. Поэтому колёса не могут вращаться с разной скоростью, следовательно, езда по асфальту с подключенным передком крайне не рекомендуется. Если всегда использовать полный привод это приведёт к разрушению трансмиссии, подвески и повышенному износу шин.
Такой тип привода может быть полезен в том случае, если езда по твёрдому покрытию почти не пригодится. Отсутствие дифференциала несёт в себе и плюсы: нет блокировок, а значит, нет к ним лишних приводов, лишнего железа, и лишнего веса.
Электронное подключение
Такие системы называются AWD или Torque-on-demand (крутящий момент по запросу). Электроника управляет распределением крутящего момента между осями. Причём, чем моложе автомобиль, тем более сложная система распределения момента. Системы, выпускаемые последние 5—7 лет, собирают всю информацию с многочисленных датчиков. Отслеживается даже угол наклона кузова, скорость вращения всех колёс и так далее.
С помощью получаемой информации система перебрасывает момент между осями, контролируя этот процесс сотни раз в секунду. В результате – прекрасная управляемость и устойчивость автомобиля. Но это только на асфальте, при съезде на бездорожье есть риск перегреть электронную муфту, которая распределяет момент между осями – в этих системах дифференциалов нет. А на бездорожье пробуксовки колёс – явление постоянное. Вот и получается, что более сложные системы выходят более уязвимыми.
Точно определив, для чего вам нужна полноприводная машина, не составит труда выбрать систему полного привода. Жителей городов, редко выбирающихся за их пределы, вполне удовлетворят системы с электронным подключением. Для фермеров или егерей подойдут, пожалуй, системы с подключаемым вручную полным приводом.