Важной комплектующей карданного вала машины служит крестовина, которая передает от коробки передач на ведущий мост крутящий момент. Одновременно с этим меняет угол вращения и снижает динамические повреждения, появляющиеся в соединении валов.
Благодаря данной детали сцепление двигателя с ведущим мостом становится гибким.Крестовина – это шарнир, имеющий форму креста. Он создает соосность деталей, движущихся в процессе передачи крутящего момента. Крестовина объединяет друг с другом вилки шарнира карданного вала. Вилки заканчиваются шипами (всего их четыре).
Вилка присоединяется непосредственно к кардану. Соединение работает благодаря игольчатому подшипнику, надетому на шипы механизма. В вилке имеется проход, куда вставляется игольчатый подшипник. Крепят подшипники стопорным кольцом, которое выбирается в зависимости от параметров осевого зазора.
Конструктивно крестовина — это две оси, перпендикулярные друг другу, которые соединены с игольчатыми подшипниками, находящимися на вилках кардана. Весь механизм крестовины выпускают из стали. Для корпуса используется высокопрочная легированная, а для наружных обойм и иголок – подшипниковая. В связи с большими нагрузками на крестовину, материалы обрабатываются высокими температурами, что делает их более прочными. Для герметизации соединений в механизме, берется резина, которая не повреждается при попадании бензина или масла.Крестовина карданного вала отличается надежностью и прочностью, поэтому служит долгое время. Производители утверждают, что она прослужит до 500 тысяч километров (при правильной эксплуатации).
На неисправность крестовины указывает типичный стук, скрип в карданной коробке при движении. Наиболее распространенными факторами, вызывающими поломки, являются износ подшипников и зазор в шарнире кардана. Если нужно сменить крестовину карданного вала, важно правильно подобрать деталь. Размер крестовины зависит от вида транспорта. Крестовину в карданном соединении можно считать уникальным способом передачи крутящего момента в тех случаях, когда нет соосности мостов. При возникновении угла более 10 градусов между валами, нарушается равномерность их вращения. В результате снизится мощность, увеличится износ всех деталей соединения. Если угол будет более 20 градусов, необходимо использовать дополнительный вал, включающий в себя ШРУС.